– Вам пришлось перестраивать бизнес-процессы, оптимизировать их под инновационную модель развития компании?
– Здесь нам повезло – наши врачи работают в команде уже более 10 лет, поэтому когда мы основывали именно эту клинику, вектор развития был сразу выбран в направлении инновационной деятельности.
Помимо подходов, которые видит каждый пациент, мы также используем передовые модели ведения бизнеса начиная от учета затрат при закупке материалов заканчивая их расходом и четким учетом, оптимизацией времени работы врачей, грамотным распределением обязанностей. Каждый врач и младший персонал находится на своем месте. В целом у нас достаточно грамотно и четко организована работа всего персонала клиники, закупки материалов, но, безусловно, есть еще огромный пласт работы по оптимизации. Мы стараемся сделать модель эффективной для всех участников – пациенты получают услугу высокого качества по разумной цене, врачи и другие работники клиники получают достойную оплату своей работы.
К примеру, у нас есть собственный Центр поддержки пациентов, специалисты которого делают очень большой вклад и ведут пациентов на всех этапах лечения. Это позволяет освободить врача от множества рутинной работы и сосредоточиться именно на проблеме пациента, на осмотре, на составлении плана лечения. Врач, таким образом, может принять больше людей, уделить им больше времени и качественно проработать процесс подготовки. Это тоже инновационная составляющая бизнес-модели. Все это, кстати, подтверждено сертификатом соответствия ISO 9001.
– Как вы оцениваете экономический эффект от внедрения инновационных процессов в компании?
– Весьма эффективно! Безусловно, первоначальные затраты очень высокие, к тому же мы не останавливаемся на достигнутом – изучаем рынок, тестируем и приобретаем новинки. А они, как известно, всегда стоят дорого и еще несколько лет в цене не падают. Тем не менее, мы можем себе это позволить опять же за счет грамотного ведения нашего бизнеса – например, за счет экономии на посещениях врача, использовании оригинальных материалов и комплектующих для имплантации, за счет качественной проработки процесса лечения, договоренностях о рассрочке и лизинге – все это позволяет нам уменьшить риски развития осложнений и мы меньше несем затраты на переделку своей работы.
– Вы активно развиваете дистанционные консультации. Можно ли считать это еще одним шагом к развитию телемедицины?
– Конечно! Более того, у нас уже внедрен целый проект для проведения дистанционных консультаций – виртуальный кабинет стоматолога. Мы действительно стерли границы и сегодня у нас проходят консультации пациенты не только из регионов страны, но и из-за рубежа. Пациенты общаются с врачом, при необходимости делают снимки у себя в городе, фото полости рта для более детальной оценки ситуации.
Разумеется, речь не идет о полноценном лечении – с точки зрения стоматологии это сложно сделать, да и современное законодательство нашей страны пока это плохо регламентирует. Но такие консультации очень удобны обеим сторонам – уточняются все необходимые данные, у пациента на руках оказываются предварительные планы лечения. Пациент может задать все вопросы касаемо лечения – а их, как правило, очень и очень много. Поэтому в клинику человек уже приезжает, фактически, полностью готовым к имплантации – гораздо меньше времени тратится на обсуждение тонкостей, а больше на проработку и уточнение плана лечения, поскольку на большинство вопросов ответы были получены ранее.
Пока мы работаем так с жителями других городов и стран. Но постепенно планируем перевести на такое общение и жителей столицы. Мы сейчас очень остро стоим перед проблемой загруженности клиники – врачи не могут принять всех желающих, если сокращать время приема, может пострадать качество. Иногда не хватает и кабинетов, потому что порой запланированное время растягивается во внеплановое из-за сложности случая, реакции пациента на лечение или спонтанном появлении в клинике без записи. Естественно, есть недовольство среди ожидающих. За счет перевода части пациентов на дистанционное общение мы хотим оптимизировать процесс приема.
– Мы привыкли сравнивать российский и зарубежный опыт. Если сравнивать ступени развития технологий в России, США, Израиле – российские клиники насколько паритетны по отношению к западно-европейским коллегам?
– Те клиники, которые действительно хотят развиваться в прогрессивном направлении и настроены на долгосрочные отношения с пациентами, делают это одинаково хорошо как в России, так и за рубежом. И нужно отметить, что в нашей стране технологии ничуть не уступают европейским. А порой даже на порядок лучше и выше, чем, например, в клиниках Европы, США или Канады. Таких клиник на самом деле не много, но они есть. Сегодня совершенно нет разницы, где ты находишься – есть интернет, есть многочисленные форумы, как локальные, так и международные, всегда можно пообщаться с основателями того или иного бренда или разработчика протокола – то есть проблем с получением информации нет совершенно. Наши врачи порой имеют даже больше опыта решения сложных ситуаций, чем зарубежные – мы видим это на форумах и шоурумах, при посещении европейских медицинских центров.
Что касается покупки дорогостоящего оборудования, то оно тоже представлено на международном рынке, ведь производители заинтересованы в распространении своей продукции по всему миру, так как локальный рынок достаточно узкий.
А что касается стоматологического туризма, то в целом около 40% пациентов, которые приходят к нам в клинику для проведения комплексной имплантации – из регионов нашей страны. И около 10% – из других стран: США, Канады, стран ближнего и дальнего зарубежья. Это обусловлено тем, что стоимость лечения в России ниже на 30%, а иногда и на 50%.